ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОРГАНЫ ОПЕКИ "ОТБИРАЮТ" РЕБЕНКА - www.bumik.ru

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОРГАНЫ ОПЕКИ "ОТБИРАЮТ" РЕБЕНКА

В настоящее время в российском обществе, в том числе в его православной части, ведется широкая дискуссия о перспективе введения в Российской Федерации ювенальной юстиции. При этом далеко не все участники дискуссии имеют хотя бы примерное представление о том, что же такое ювенальная юстиция, и ориентируются исключительно на гуляющие на просторах Интернета невесть откуда взявшиеся списки «причин для отобрания детей».

Давайте попробуем разобраться!

Если внимательно ознакомиться с пакетом законопроектов по данному вопросу, можно убедиться, что нигде ни «отказ от прививок», ни «непосещение молочной кухни» не фигурируют.

На самом деле ювенальная юстиция подразумевает создание системы специальных судов, в которых будут заседать специально подготовленные по курсу детской психологии судьи. Предполагается, что эти судьи разбирать дела с участием несовершеннолетних, как преступивших закон, так и наоборот, ставших жертвами преступлений, в том числе жёстокого обращения со стороны родственников.

В то же время к проблемам изъятия детей из семьи пресловутая ювенальная юстиция имеет весьма опосредованное отношение: весь необходимый юридический инструментарий для этого уже содержится в российском законодательстве.

Я не случайно употребила слово «необходимый». В ряде случаев, как это ни прискорбно, отобрание детей у родителей является действительно необходимой мерой. Деятельность сотрудников органов опеки и попечительства (далее мы будем называть эти органы «опекой»), с которой, наверное, не понаслышке знакомы многие православные семьи – в силу развитых в православной среде традиций многодетности и усыновления, ‑ спасла жизнь не одному ребенку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

К сожалению, не все родители выполняют возложенные на них Богом, обществом и государством родительские обязанности должным образом, не все заботятся о здоровье, физическом, психическом, духовном развитии своих детей. Именно поэтому статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации предоставляет органам опеки и попечительства право при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребёнка отбирать его у родителей.

Теоретически представители опеки могут прийти с проверкой в любую семью, в отношении которой поступил «сигнал» от врача, из образовательного учреждения или от соседей, ‑ с тем, чтобы убедиться, что с ребенком всё в порядке.

Чтобы избежать большей части сигналов, следует просто-напросто не пренебрегать соблюдением установленных законом процедур: не стоит уходить из роддома без выписки (всегда можно получить выписку «под расписку»), а также игнорировать необходимость сделать прививки (вместо написания отказа от них), затягивать посещение детской поликлиники и получение свидетельства о рождении.

Взгляните на эти ситуации глазами сотрудников опеки – и Вы поймете проявленный в такой ситуации интерес к семье. Например, если беременная не наблюдалась в женской консультации, родила дома, а потом не стала торопиться с регистрацией ребенка – это может равновероятно означать как то, что она придерживается теории естественного родительства, так и то, что женщина пропустила сроки для аборта и желает избавиться от ребенка после его рождения. «Молчаливый» отказ от прививок может свидетельствовать не об осознанной позиции, а о банальном разгильдяйстве.

Поэтому правило номер один: не давайте органам опеки лишних поводов приходить в ваш дом. Если Ваш ребенок занимается в секции карате или бокса – это должны знать школьные учителя; если Вы пользуетесь услугами платного педиатра – поставьте об этом в известность заведующего детской поликлиникой.

Если же все же визит произошел, его, опять же, не следует воспринимать его в штыки, как вмешательство в частную жизнь. Но не стоит и вести себя безропотно, если по отношению к вам опека ведет себя не совсем корректно и предубежденно.

Запомните, что в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище является неприкосновенным. Против воли проживающих в помещении лиц доступ туда осуществляется только либо по решению суда либо в случаях, установленных законом. Единственный установленный законом случай, применимый к подобным ситуациям, – это право сотрудников милиции (но не опеки!) входить, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 18 Закона о милиции, в жилые помещения при наличии достаточных данных, что там совершено или совершается преступление (например, ребенок громко и надрывно кричит, просит о помощи). В любом случае родители имеют право выяснить у милиционеров, какие именно основания для таких предположений у них имеются.

Таким образом, вопрос о том, пускать ли сотрудников опеки в квартиру, остаётся на усмотрение родителей.

Перед тем, как пустить сотрудников опеки в квартиру, стоит убедиться, что перед вами действительно они (это, на самом деле, универсальная рекомендация). Не надо стесняться проверить у пришедших документы (удостоверение и паспорт) – ведь, в конце концов, именно Вы отвечаете за безопасность своего малыша, и Вы должны быть уверены, что впускаете в квартиру именно представителей опеки, а не мошенников. Не лишним будет записать фамилию, имя, отчество пришедших к вам лиц, чтобы потом не вспоминать мучительно, с кем же именно Вы общались. Можно также перезвонить в орган опеки по телефону, заранее выписанному из справочника, и уточнить, работают ли там указанные люди, и направлялись ли они с проверкой на Ваш адрес. Возможно, Вы будете испытывать определенное чувство неловкости, но иногда лучше чувствовать себя неловко, чем стать жертвой преступления.

В ходе визита исходите из элементарных правил:

У ребенка есть режим дня, и визит сотрудников опеки – это не повод его нарушать. То есть если ребенок спит – совсем не обязательно его будить.

Если в Вашей квартире принято разуваться, мыть руки – то и сотрудники опеки должны это сделать. Следует вежливо, но твердо попросить их об этом. Помимо чисто практического, это еще и психологический момент: в большинстве случаев человек без обуви тут же теряет «начальственный» тон. В случае отказа разуться – не стесняйтесь выставить визитёров за дверь.

Все находящиеся в Вашей квартире люди должны быть в поле Вашего зрения одновременно. Например, если кто-то отказался разуться под предлогом «я постою в прихожей» ‑ попросите его покинуть квартиру и заприте за ним дверь, продолжив для остальных «экскурсию» по квартире. Попытки «разделиться, чтоб побыстрее осмотреть квартиру» следует немедленно пресекать: «Пожалуйста, следуйте за мной», «Я Вас в ту комнату пройти не приглашала», «Я вам всё покажу, но, пожалуйста, в моём присутствии».

Настройтесь на то, что хозяева в квартире по-прежнему Вы, и Вы не совершили ничего такого, что бы дало посторонним людям право самостоятельно заглядывать в Ваш холодильник или ящик для нижнего белья.

Любые отмеченные сотрудниками опеки «странности», например, отсутствие детской коляски по причине использования слинга, следует пояснить и настаивать на фиксации этих пояснений в акте осмотра (об этом подробнее ниже).

Будет хорошо, если осмотр квартиры будет производится при свидетелях, например, можно пригласить присутствовать соседей. При наличии возможности постарайтесь записать весь визит на видео или диктофон.

По окончании визита комиссии настаивайте, чтобы так называемый «Акт об осмотре жилого помещения» был составлен тут же, при вас, в двух экземплярах, и каждый экземпляр был подписан вами и членами комиссии. В нём не должно быть «пустого пространства», прочёркивайте или заполняйте все пробелы перед подписанием. Если представители опеки будут ссылаться на то, что у них есть 7 дней на составление подобного документа, обратите их внимание на то, что Вы просите составить не акт об обследовании условий проживания несовершеннолетнего, а именно акт осмотра, это разные документы.

Если опека желает, чтобы вашего малыша осмотрел врач – помните, что Вы имеете право ехать с ребёнком в одной машине «Скорой помощи», присутствовать при всех медицинских манипуляциях, которые совершаются с ним. Более того, согласно статье 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья, никакое медицинское вмешательство (в том числе и банальный осмотр) не может проводиться без вашего согласия.

Любые разногласия с опекой (опека пришла в неудобное для Вас время, например, когда ребенок спит; Вам пришлось отказать в посещении квартиры по причине того, что пришедшие отказались разуваться) лучше решать в письменном виде. Сразу по окончании визита напишите соответствующее заявление («После 22-00 мой ребенок спит, и я не вижу повода нарушать установленный режим его дня. Прошу в дальнейшем не допускать визитов комиссии в ночное время» или «Прошу сотрудников опеки в случае визита в мою квартиру с проверкой иметь при себе сменную обувь»), снимите с него копию и отнесите в опеку, получив на копии отметку о приёме. Если вдруг такое заявление откажутся принимать – его можно направить по почте ценным заказным письмом с уведомлением о вручении с описью вложения.

И самое важное. Отобрать, то есть «изъять ребёнка из семьи», можно только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. И при отсутствии этого акта никто не имеет права прикасаться к Вашему ребенку.

В случае, если по какой-то причине проверяющие вошли в квартиру без вашего согласия, не реагируют на просьбы или пытаются забрать ребёнка силой без соответствующих документов – не стесняйтесь звонить по телефону 02 с сообщением, что неизвестные против вашей воли ворвались к вам в квартиру и забирают ваше дитя. Приехав, милиция убедится, конечно, что это сотрудники опеки, однако настаивайте на том, что Вы их пройти в квартиру не приглашали и необходимые документы у них отсутствуют. Настаивайте на том, чтобы сотрудники милиции помогли Вам защитить Ваши законные права.

 

www.pravmir.ru

 

Интересные статьи:

Играем в будущее.

Пять причин научить ребенка плавать

Как выбрать подарок малышу?

 

Похожие статьи:

Развитие ребенка до года1 МЕСЯЦ

Родителям в помощьКЕНГУРУ ИЛИ СЛИНГ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Ребята-дошколятаГРАМОТНАЯ РЕЧЬ ИЛИ КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА КРАСИВО ГОВОРИТЬ

ШкольникиПРОДЛЕНКА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Развитие ребенка до года4 МЕСЯЦ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Рейтинг: +4 Голосов: 4 6115 просмотров
Комментарии (20)
Lissa # 18 января 2011 в 16:23 +1
Очень хорошая статья. Все разложено по полочкам и понятно.

Вспомнился случай, он произошел реально в нашем городе пару лет назад, в соседнем подъезде нашего дома. По "анонимной" (будто бы, потому что маме и бабушке так и не сказали кто написал заяву) наводке, вечером в праздничный день в 1 комн.квартиру ввалились люди и стали требовать отдать им ребенка, т.к. мать нарушает его права и у них есть приказ на изъятие Ре (типа этого). присутствовал там и отец Ре (брак не зарегистр. был) и бабушка (со стороны матери). ребенок до года, с проблемами со здоровьем. получился скандал, мать поехала с ребенком, их поместили наверное в больницу (могу ошибаться). всех подробностей не знаю - но в итоге была комиссия по этому поводу в администрации, где решалось это дело. там присутствовали и органы опеки, и участковые медики, все , кто мог дать хоть какие-то пояснения. зачитывали эту "анонимную" заяву. из нее следовало - что Ре не занимаются, мама и бабушка выпивают (хотя со слов соседей не было такого) и т.п. приличные люди. кто-то подумал, что ее мог написать сам отец Ре (ввиду неприязн. отношений с тещей), ну кароче чужие отношения не понять со стороны.
ну все закончилось хорошо - Ре никуда не забрали от мамы, но позору они натерпелись. sad
Lissa # 18 января 2011 в 16:27 0
и еще, как то раз на приеме у врача в дет. поликл. была свидетелем того, как женщина с прокуратуры опрашивала врача ,к которому обратились родители Ре с травмой руки. а Ре то было около 1 месяца. проводилось разбирательство по поводу как такой маленький Ре мог получить такую травму. может подкидывали, или неудачно на руки взяли или еще что... расспрашивали: как выглядела мать, имелся ли запах алкоголя или остаточ. явлений, как был одет Ре, чист, ухожен,.... что говорила мама и отец Ре... ну и подобные вопросы.
valdic # 31 августа 2011 в 14:01 0
Вчера забирал путевку в ДС. На стене висит плакат со смешариками, читаю, Если папа дал тебе подзатыльник, звони туда то сюда, появился второй ребенок и тебе меньше уделяют внимания- звони туда то сюда и тому подобное. Есть там конечно в случаи удушения, избиения, и кое что посерьезней. И мне вот что вдруг вспомнилось, мне лет 9 было, я на заводе мзмд пули переплавлял (стрельбой с мелкокалиберного занимался в тире в ветколидже) от мелкашки на тележках с чугунием, время 2 часа ночи, я с мужиками после смены в душ, отмылся и иду себе по ночному городу домой ))) Мимо проезжает уазик милицейский, -Паренек, ты куда идешь?  -- Домой дяденька. -- айда ка мы тебя подвезем. Запихивают меня в кузовок за решетку, и везут к дому. Около ворот мать стоит с отцом, и меня от самой машины до дверей в дом гнали вичкой от малины, и куда там попали, то-ли в спину, то-ли в зад, особо не разбирали))) А за спиной стояли  дяденьки Милиционеры и хохотали так, что я их аш из дома слышал. И никто не крикнул родителям, что мол вы делаете, да как вы смете, да вас родительских прав решить надо... 20 с лихуем лет назад случай был, а помню как сейчас, и не считаю, что мои родители тогда поступили по отношению ко мне ужасно и не справедливо.
В завершение скажу, что сейчас, с этими правилами, мы растим потребителей суицыдников....
Ну это чисто мое мнение.
usb # 31 августа 2011 в 14:24 +1
нуууу, немного все же не соглашусь. про дяденьков милицианеров чего уж там говорить, у них часто бывают проблемы с воспитанием, их трогать не станем)). насчет родителей скажу. как бы если мне не хватило способностей объяснить внятно ребенку простые вещи про то, во сколько надо приходить домой, про ставить в известность родителей о своих планах и тому подобное - то это мой косяк и виновата буду я. и надеюсь поиметь мужество это признать, а не лупить ребенка за свой косяк.

а так вообще забавно про садик. для кого этот плакат? дети детсадовцы же ни читать, ни звонить не умеют толком))) для устрашения родителей?
Lissa # 31 августа 2011 в 14:34 0
кстати эти плакаты со смешариками (на ооочень разные темы) нарисованы очень красочно и доходчиво (как комикс) - их особо и читать не нужно уметь - и так по картинке все понятно. ну по крайней мере я со своими мелкими, когда там иногда в больничке где бывали в очереди - обсуждали их (то что нарисовано - но там темы были про то, как чистить зубы, мыть руки перед едой, режим дня соблюдать и прочее..) - они легко рассказывали суть нарисованного........
Lissa # 31 августа 2011 в 14:31 0
Плакат улыбнул с одной стороны. а с другой...
телефоны то там можгинские написаны?

и вот вам родители урок - детей учат, чтобы те не хотели младших братиков-сестренок, как перспективу рождения второго в семье нарисовали, а???
0 # 18 марта 2012 в 11:40 0
Согласен полностью 20 с лиШНИМ лет назад все было по другому, и мне бывало тоже попадало за поздние возвращения домой и не всегда вичькой от малины, бывало и посерьезнее, но на родителей не в обиде, наверное и сам поступил бы сейчас так же.
valdic # 31 августа 2011 в 18:13 0
usb, тут я не соглашусь))) , мне кажется надо судить о воспитании, не в момент становления, взросления, а сейчас, кем я вырос и стал, благодаря  воспитанию моих родителей. Мне позволялось совершать ошибки, но я знал, что за них я буду расплачиваться, и у меня был выбор, за это моим родителям ОГРОМНОЕ спасибо.
Мне есть с кем сравнивать...  zst


Плакат видел не в ДС, в РОНО. Телефоны федеральные, что то типа 8-800-0000-0000

""и вот вам родители урок - детей учат, чтобы те не хотели младших братиков-сестренок, как перспективу рождения второго в семье нарисовали, а???""
Согласен +
usb # 31 августа 2011 в 18:37 0
не, ну методы воспитания в каждой семье разные, это личное дело семьи. и понятно, что родителям СПАСИБО, без вариантов.
я ж только свою точку зрения высказала) и даже не про описанный конкретный твой случай, а так, абстрактно, по вопросу "чья недоработка, если девятилетний ребенок вдруг пришел домой в 2 часа ночи?". (а также любой другой вариант, при котором ребенок ведет себя далекоооо не так, как родителям видится нормальным).
и потом, родители тоже люди, им тоже свойственно ошибаться, и если они вырастили и воспитали полноценную личность, хорошего человека, это совсем не исключает всякие мелкие косяки в процессе) мы растим детей, а они растят нас. как-то так...
Lissa # 20 сентября 2012 в 21:56 0
копирую с интернета (почитайте по теме):

"В данный момент вот что происходит в семье у моей хорошей и светлой знакомой Глаши.
По началу ситуация выглядела так: http://rufinik.livejournal.com/9451.html
Далее всем миром делали Глаше ремонт.
А вот и продолжение: и http://rufinik.livejournal.com/15634.html
О юридической стороне вопроса http://rufinik.livejournal.com/16232.html
Глаша переходит в наступление: http://rufinik.livejournal.com/16593.html "
turtix # 21 сентября 2012 в 09:23 0
ужас.

вот еще ссылка на сообщество анти-юю

надо повесить фотоаппарат над дверью... шоб всегда был под рукой)..
turtix # 22 сентября 2012 в 22:29 0
и еще одна ссылка, интересно пишет)
Lissa # 24 сентября 2012 в 10:45 0
Маш, спасибо, очень доходчиво написано. можно взять на заметку.
.....
"Поэтому даже самое безобидное сочинение на тему «Моя семья», «Как я провел каникулы или выходные» может стать источником информации, которая может негативно отразиться на вашей семье." - мы уже второй год на тему "как я провел лето" - делаем фотопрезентации (!!!!) (а то ж не поверят сколькизвездочный отель был у детей) с сопровождением в виде устного текста.
turtix # 24 сентября 2012 в 21:47 0
smile
а мне очень понравилась вот эта часть:
"Иногда можно услышать мнение в роде: «Если мы откажемся что-нибудь говорить или что-то предоставлять, они могут о нас плохо подумать». Более того, эти самые «они» это мнение усиленно поддерживают: « Если в соответствии со ст. 51 Конституции, оказываетесь что-либо говорить или что-либо предъявлять, значит, у вас есть что скрывать, вы тем самым подтвердите наши подозрения, и мы будем о вас плохо думать». Тут ответ простой: во-первых, каждому человеку есть, что скрывать, и сотрудник органа не священник, которому следует исповедоваться. Во-вторых, какая вам разница, что о вас подумает собака бойцовской породы, которая явно «положила на вас глаз» и пошла вам на встречу? Ваша задача - успеть зайти в дом, закрыть за собой дверь и не дать ей проявить свои чувства, в чем бы они ни выражались. Главное, что она вас не укусила, а что она при этом подумала - это уже предмет второстепенный, боль исключительно ее - собачьей души. Но никак на ваша."
turtix # 26 сентября 2012 в 17:38 0
Антиювенальный митинг 22 сентября 2012 г

turtix # 26 сентября 2012 в 23:17 0
Зашибись! 22 сентября был митинг, а 25 уже приняли законопроект о социальном патронате...
Lissa # 27 сентября 2012 в 10:44 0
как будто и не видят что народ против. в наглую...
turtix # 27 сентября 2012 в 12:10 0
Наташ, 150тысяч подписей! и они ничего не значат! при этом исключались подписи, где хотя бы отсутствовала какая-нить незначительная информация (не указан город, к примеру). т.е. их было гораздо больше.

или отвлекают от чего-то более масштабного, или просто настолько на страну с..ть, что вообще никак не реагируют. но ведь у них, у их детей, у их родственников тоже есть дети... они готовы отдать их, или думают, что они будут вечно занимать свои должности? сегодня пан, завтра пропал..
Lissa # 27 сентября 2012 в 13:13 0
ээ. там нахапано столько, что на 10 жизней вперед хватит. там можно и махнуть куда нить в случае чего.
нужно наверно было в каждом городе выходить на митинг.. хотя тоже сомнения был бы толк
turtix # 21 октября 2012 в 00:03 0
И даже сомневаюсь, точно ли сюда надо выложить?

Во многих московских школах – централизованное тестирование младшеклассников. К его специфичным вопросам готовились за несколько недель, а родителям школьников пришлось отвечать на подробные вопросы психолога о «чувствительных» вещах. Цели этого тестирования не понятны ни детям, ни учителям — обозреватель Правмира Антон Размахнин, за неимением других вариантов, предполагает худшее…
«Папа, я боюсь ходить в школу на этой неделе. Нам придется писать городской тест…» — моей дочери-второкласснице восемь лет, и она нервничает перед страшным и экстраординарным мероприятием.
Ничего удивительного: почти месяц назад на родительском собрании точно так же нервничала их учительница. «Если тест будет проходить по всем правилам, то мы – учителя – из классов удаляемся, в течение целого дня дети будут писать тесты», — рассказывала она. И умоляла родителей на весенних каникулах подтянуть таблицу умножения – потому что на остальные тестовые задания детей «натаскивали» половину марта и начало апреля, а вот таблицу в классе не освоишь, нужно заучивать.
Это «что-то вроде ЕГЭ для начальной школы», нужны тесты для «подготовки к оценочной деятельности», а рейтинг по итогам тестирования выставляется не самим ученикам, а школе и ее учителям в целом – примерно так «доводят» до родителей младшеклассников смысл этого мероприятия.
«Оценочная деятельность» — это, в смысле, нормальные школьные оценки: если кто не знает, современный стандарт для младшей школы подразумевает, что в первых двух классах ученик никаких «баллов» в дневник и журнал не получает. Конечно, в реальности тетради второклассников давно заставлены пятерками, четверками и непременными мрачными «См.» (вот, кстати, тоже повод детям понервничать – «ну, мама, пожалуйста, скажи, «См.» это же не двойка?..») Но только с третьего класса отметки приобретут силу закона, пойдут «четвертные» и «годовые» — и вот для этого, как говорят, и нужен тест.
Само по себе испытание – его варианты, по которым готовят детей, родителям показывали – вполне интересное, изобилует вопросами на сообразительность, требуя при этом знания таблицы умножения, словарных слов и прочего обязательного. Но формулировки заданий — учитывая, что это тест, и от формулировки зависит многое – иногда поражают неизъяснимо.
Например: для анализа по нескольким параметрам дается текст – одна из «Медвежьих сказок» Владислава Бахревского. Очень короткая сказка, можно привести полностью:
Сидел медведь под липою. Липa в цвету, мёдом пaхнет. И — хлюп! Лaсточкино гнездо упaло ему нa голову. А в гнезде — птенчики.
- Мишкa! — просят лaсточки. — Не погуби нaших детушек. Посиди, покудa у птенцов крылья отрaстут.
Что делaть?! Сидит Мишкa — днём и ночью сидит.
Все звери прибегaли поглядеть нa чудaкa с гнездом нa голове.
Птицы тоже со всего лесa слетaлись, кормили Мишку, поили.
Пришёл-тaки счaстливый день. Вылетели молодые лaсточки из гнездa. Тут Мишкa и рaзогнул нaконец спину. Домой побрёл.
Птицы его провожaли. Всё небо зaкрыли, чтоб тенёчек был. Кaкое спaсибо Мишке ни скaжи — всё мaло.

Среди вопросов, которые задаются к тексту, есть такой: «Какими словами автор называет Мишку?» И нужно выписать два слова. На этом вопросе по первости «срезались» практически все второклассники: никаких эпитетов здесь нет вовсе!
Большинство детей домыслили за автора прилагательные типа «добрый» и «терпеливый». Самые хитрые поняли, что речь идет именно о присутствующих в исходном тексте словах и нашли-таки одно: «чудак». Спорно с точки зрения смысла: не автор так называет героя, а другие персонажи, но пусть будет.
А вот второе слово, характеризующее Мишку, найти – попробуйте? Вот и никто из испытуемых не смог. Оказалось – составители теста записали в характеристики само слово «медведь». И, что характерно, возражения не принимаются, ученик обязан угадать, что имел в виду незнакомый ему методист где-то «в городе».
Вообще, самое интересное в этих тестах – не образовательная сторона, а психологическая. Множество вопросов, которые задаются детям, подразумевают классификацию предметов по тем или иным признакам. Волк, заяц, лиса, ягуар, найдите лишнего. То ли все, кроме зайца – хищники, то ли все, кроме ягуара – жители средней полосы, то ли они же – герои русских сказок, то ли все, кроме зайца, обладают длинными хвостами. А может, лишняя лисица, потому что слово женского рода? Какой из ответов правильный – можно лишь интуитивно догадаться, проанализировав, «что проходили–что не проходили». А точный правильный ответ доступен только тем, кто проник в мысли составителя.
То есть – случайно или намеренно – получается, что тестирование такого рода невозможно успешно сдать, не зазубрив некую заранее правильную логику ответов. Следствие простое: эти тесты невозможно сдать по принципу «не знаю, но выведу формулу». Только зубрежкой. Но при этом зубрежка на уровне не знаний, а логики размышления.
Сидите и запоминайте, дети: когда вам предлагают классифицировать четырех зверей, это нужно делать именно по принципу «кто где обитает» (к примеру). А не по какому-то другому. Если раньше такой подход к образованию назывался «шаблонностью» — умные учителя такого не допускали, это считалось браком, – то сейчас от учителя уже ничего не зависит: шаблонность заложена в самой идее тестирования на системном уровне.
Это, впрочем, только младшеклассникам и их родителям в новинку: сам-то ЕГЭ ругают уже чуть ли не десятилетие. А вот специальный опрос родителей, который этим тестам предшествовал, кажется, реальное нововведение.
Это было так: в первый же день четвертой четверти в дневники нашим второклассникам вложили отпечатанную на принтере записку о том, что «родителей (лучше мам) просят явиться в школу завтра в 15.00 для ответа на вопросы психолога, связанные с городским тестированием». Явиться «завтра», да еще в рабочее время – это, конечно, само по себе прекрасно; о работающих родителях, как водится, никто не подумал. В результате телефонных переговоров с учительницей («Что будет, если не прийти? Ребенка не аттестуют. Нет, никаких последствий, ну просто не аттестуют… Говорите, в общем, с завучем!») сошлись на том, чтобы заполнить анкеты следующим утром и письменно.
Вопросы же прекрасны вдвойне. Подробнейшим образом о том, с кем и в каких условиях живет ребенок, какая у него детская и есть ли она, не было ли в последнее время «потрясений – переезд, несчастные случаи, смерть близких, развод родителей». О том, сколько часов в неделю уходит на секции, а сколько часов в день на чтение, телевизор и компьютер.
Наконец, самый подробный пункт: «Какие проблемы, по-Вашему, свойственны Вашему ребенку?» Там среди проблем, между прочем, фантастическое: «Отказывается молчать, если ему/ей что-то не нравится». Три восклицательных знака и занавес. Это у нас, оказывается, проблема!
Да, это (и ряд других пунктов, упомянутых в вопроснике) у нас в семье есть, и это прекрасно, а галочку я ставить не стал – не их методистское дело об этом знать. Напрягает, понимаете ли: сам подписываешь, что у тебя ребенок «с проблемами», особенно зная наши «ювенальные» эксперименты.
Помимо того, что такие вопросы – форменное вторжение в частную жизнь, анкетирование родителей не дает психологам никакой информации. Ведь очевидно, что большинство родителей пишут ответы с большой оглядкой – напишешь, к примеру, что ребенок перетруждается на секциях, потом не отстанут: забирайте его оттуда, он не тянет. Напишешь, что перетруждается в школе – это лишний голос в пользу упрощения учебной программы; нет уж, пусть кто-нибудь другой организует «просьбы трудящихся». Ну, а написать про «атмосферу дома» как главный источник проблем – я посмотрел бы, есть ли среди собранных тысяч анкет хоть одна с отмеченной вот этой строкой. Прямое ведь приглашение на дом «опеки».
Когда пытаешься, глядя на весь этот набор явлений, понять, в чем же смысл этого «городского тестирования» — чувствуешь себя либо дураком, либо конспирологом. Потому что единственная версия, которая приходит в голову, – мрачная: наших детей действительно готовят в человекообразные роботы. В идеальных подчиненных, которые думают одинаковым образом и все проблемы которых учтены «где надо» — на всякий случай.
Вот уже и дочка волнуется – страшно волнуется! – перед тестированием, при этом никак не объясняя, чего же именно надо бояться. «Учительница будет ругаться» — всё, ни уровнем дальше. Стимул – реакция. Собаки Павлова. И всё это – под разговоры о ценности интеллекта и свободного мышления.
Кстати, если опять же кто-то еще не знает: в московских школах активно устанавливают систему прохода по электронным карточкам. Родителям при этом приходится подписывать согласие на предоставление (кому?) персональных данных (всех?!) о ребенке. О каждом проходе ребенка через турникет родители (а также СМС-служба мобильного оператора!) узнают по телефону. Если в вашей школе пока не так – у вас смелый и жесткий директор, берегите его.

ссылка

← Назад