ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ - www.bumik.ru

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

7 января 2013 - turtix

 На Руси испокон веков были распространены пальчиковые игры , такие как, «сорока-ворона», «ладушки-ладушки», «коза-дереза» и много, много других. В народе широко распространены поговорки, от­мечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», «легкая рука», «с легкой руки», «пра­вая рука (кого, чья)», и т. д. 

Еще большее удивление пальчиковые игры вызывают , когда сравниваешь их с «тайными» учениями востока , в которых объясняется , например, что если замкнуть средний и большой палец на обеих руках, то выравнивается энергетический потенциал человека, т.к. наступает равновесие между входящим и исходящим потоком энергии, т.к. согласно классической китайской медицине через большой палец руки проходит канал отвечающий за работу легких – т.е сила входит в человека, а через средний палец руки проходит канал толстого кишечника- т.е. сила выходит из человека. При их соединении и происходит гармонизация работы организма.

 

Большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки и игры, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.

 

Всю глубину народной мудрости осознаешь тог­да, когда знакомишься с результатами проведен­ных психологами исследований и наблюдений, ко­торые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние деся­тилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тен­денция снижения уровня развития кистевой мото­рики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

В то же время замечено, что дети, совершаю­щие многочисленные оживленные движения паль­цами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мел­кие движения кисти, развитие речи можно суще­ственно ускорить, так как, речевые области в коре больших полушарий головного моз­га формируются под влиянием импульсов из паль­цев рук. Такая тренировка может ускорять созре­вание речевых областей коры на два — два с поло­виной месяца, что для маленького ребенка очень много.

 

«Истоки способностей и дарований детей нахо­дятся на кончиках их пальцев», — писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок уме­ет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - не­иссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. 

 

В процессе индивидуального развития речь тес­но связана с движениями, в первую очередь паль­цев рук. В институте физиологии детей и подрост­ков АПН сотрудниками лаборатории нервной выс­шей деятельности ребенка в ходе обследования боль­шого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зави­симости от степени сформированности тонких дви­жений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует воз­расту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отста­ет, то задерживается и речевое развитие, хотя об­щая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, формирова­ние речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование уст­ной речи ребенка начинается тогда, когда движе­ния пальцев рук достигают достаточной точности.

 

Поэтому большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми. Логопеды рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Детские психологи пишут о том, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

 

Игры по тренировке пальцев лучше начинть с детьми шести-семи месяцев, с так называемой пальчиковой гимнастики, и проводить ее по возможности систе­матически, по три-пять минут в день. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упраж­нения. Упражнения-игры без предметов универсаль­ны, потому что ни к чему не привязаны и могут выполнятся в любом месте- на улице , дома , в очереди.

 

С детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти лучше выполнять следующие виды деятельности:

 

- «пальчиковый театр»;
- народные игры;
- выкладывание узоров из мелких камешков, круп;
- вязание, шитье, вышивание;
- завязывание и развязывание узелков;
- застегивание и расстегивание пуговиц различ­ной величины;
- комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
- лепка из глины или пластилина;
- нанизывание бус, бисера, пуговиц;
- нанизывание колец различной величины на стержень;
- перематывание цветных клубочков ниток;
- складывание из кубиков домиков, машинок и т. п.;
- собирание мозаики по возрастающей слож­ности;
- собирание пирамидки, матрешки;
- узнавание предметов на ощупь.

 

Таким образом, чтобы механизм взаиморегуля­ции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, не­обходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений паль­цев рук.

 

 

автор Ковалева Елена Васильевна

Похожие статьи:

Развитие ребенка до года1 МЕСЯЦ

Развитие ребенка до года4 МЕСЯЦ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Родителям в помощьКЕНГУРУ ИЛИ СЛИНГ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?

ШкольникиПРОДЛЕНКА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Ребята-дошколятаГРАМОТНАЯ РЕЧЬ ИЛИ КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА КРАСИВО ГОВОРИТЬ

Рейтинг: 0 Голосов: 0 5400 просмотров
Комментарии (1)
turtix # 7 января 2013 в 01:06 0
видео содержит в себе 10 простых пальчиковых игр

← Назад