ПРИДУМАННОЕ ПРАВОПИСАНИЕ - www.bumik.ru

ПРИДУМАННОЕ ПРАВОПИСАНИЕ

8 сентября 2012 - turtix

 Известно немало примеров, когда дети учились читать самостоятельно. Но могут ли дети сами научиться писать, так же как и говорить, ходить, рисовать? Маргарет Финни, сертифицированный независимый консультант по чтению, автор детских книг, предлагает родителям, обучающих своих детей на дому, интересный метод - придуманное правописание. С его помощью, дети начинают писать гораздо раньше, чем от них это ожидается и способны выражать свои мысли и чувства на бумаге еще до того, как они научатся правильному правописанию.

Придуманное правописание

 

Автор: Маргарет И. Финни
Перевод: 
Margot
Специально для проекта 
"Свобода в образовании"

 

“ЯХМАБЫВ," - пишет пятилетний Натаниэль в марте его первого года в школе. Учительница Джен подходит к нему, в то время как он иллюстрирует свой рассказ.

- Привет, Нейт, как у тебя продвигается работа над рассказом?

- Хорошо, - отвечает он и продолжает работать с большим энтузиазмом над деталями большого красного транспортного средства.

- Ты бы не хотел поделиться этой историей со мной? - спрашивает Джен, указывая на его набор букв. -ОК. - Отложив карандаш, Нейт начинает водить пальцем слева направо по цепочке букв и говорит: «Здесь сказано, что я ходил на маяк, и там было весело».

- Тебе понравилась эта поездка, не так ли? Что там было лучше всего? - спрашивает его учительница, помогая Нейту развернуть свой ответ.

- Мне понравилось, когда они включили сирены! Уиуууу!, - последовал восторженный ответ.

- Это было весело! И шумно к тому же! – соглашается Джен. - Возможно, тебе бы хотелось показать этот звук исходящим из твоей пожарной машины, когда ты закончишь работу над своим рисунком. Хочешь, я напишу твою историю вот здесь, чтобы другие люди, которые не знают, как читать придуманное правописание, могли получить удовольствие от чтения тоже?

- Хорошо , напишите, потому что я собираюсь послать этот рассказ своей бабушке. - Нейт возобновляет работу над своим рисунком, в то время как Джен идет дальше к другому юному писателю.

В сентябре одна из моих учениц-первоклассниц , Меган, пишет: "ЯБЮСТМН". Я хожу по классу, так же, как это делает Джен, и смотрю на работу Меган из-за плеча.

- Ты боишься темноты, Меган?

- Да. Иногда, когда темно, и я слышу какой-то шум и не знаю что это такое.

- Это хорошая тема для написания рассказа. Иногда это помогает справиться со страхом, когда ты пишешь о вещах, которых боишься.

- Я вижу, Меган. Твое придуманное правописание так похоже на обычное, что я тоже могу его прочитать. Я вижу у тебя «Я» и здесь есть все важные буквы из слова «бояться» - Б, Ю, С, а так же из слова «темнота» - Т, М, Н.

Меган усмехается и возвращается к своему рисунку. Я иду дальше, делая для себя заметку в уме, что через неделю-другую, когда Меган наберется достаточно уверенности и начнет писать больше, я попрошу ее рассмотреть одно или два слова повнимательнее и обратить внимание на другие согласные в слове и гласные между ними.

Эти дети используют особый способ для написания слов, который мы называем "придуманное правописание."

УХОД ОТ ТРАДИЦИЙ

Когда мой сын был во втором классе, я преподавала в первом классе той же самой школы. Поскольку он быстро делал все свои задания, он проводил изрядное количество времени, играя в настольные игры в холле с другими детьми, которые тоже выполнили свои задания раньше времени. Я спросила учительницу, разрешит ли она этим детям заниматься написанием рассказов в свое свободное время. "О нет," - сказала она, - "я не могу этого делать. У меня нет времени, чтобы потом все это исправлять. Вы знаете, они же еще не умеют правильно писать."

Такое отношение является традиционным: никакого написания рассказов, пока дети не научатся правописанию. В результате, дети редко пишут, за исключением упражнений из учебного пособия, до самых старших классов. Первое сочинение, которое я написала, было в девятом классе. Но сейчас эта установка начинает меняться. Мы начинаем понимать, что письмо, так же, как и речь, является процессом, который связан с развитием ребенка; и отрицание возможности для ребенка что-то написать напоминает запрещение маленькому ребенку разговаривать, пока он не научится произносить все слова безупречно, чего никакой родитель никогда бы не сделал. На самом деле происходит совершенно противоположное: нам доставляет большое удовольствие слушать, как наши дети стараются приблизить свою речь к обычной. Так почему мы проявляем такую негибкость по отношению к раннему письму?

Ответ - традиция. Нам всегда говорили, что наше правописание и наш почерк отражают аспекты нашей индивидуальности: опрятное, безошибочное, внимательное, правильное письмо считается отражением добросовестного, общительного, образованного человека. Нет сомнения, что неразборчивый почерк раздражает читателя, который должен его расшифровывать, и плохое правописание действительно так отвращает читателя, что он может упустить суть сообщения. Но действительно ли правильно иметь такие ожидания от маленьких детей, которые только изучают очень сложный процесс письма?

Существуют некоторые новые обстоятельств, которые внесли позитивные изменения в общепринятое рассмотрение "традиции". Первым таким обстоятельством является наше вновь открытое уважение к качеству идей. С повышением общего уровня образования и благодаря тому, что сейчас всем доступно огромное количество печатного материала, мы становимся страной критически настроенных читателей. Мы начинаем требовать более высокого качества мышления в том письменном материале, который мы выбираем для чтения. Мы больше не верим всему тому, что написано или тому, что мы услышали, мы учимся отличать статьи, в которых было проведено глубокое исследование проблемы, и простую критику.

Вторым обстоятельством является наше новое понимание аспектов, связанных с развитием в области обучения. Мы понимаем, что дети проходят через разные стадии на пути к мастерству. «Знание» не отпечатано в их мозгу в его законченной форме. Детям необходимо работать над такими навыками, как ходьба, речь, чтение и письмо. Начиная с общих представлений о каждом процессе, они постепенно совершенствуются и улучшают свои навыки, пока они не будут в состоянии выполнять их на том уровне, на котором эти процессы моделируются в их среде.

Представьте ребенка, начинающего ходить, сначала с помощью рук родителей, мебели, стены. Потом он делает несколько пробных шагов самостоятельно, перед тем как опуститься опять на четвереньки, чтобы продолжить свой путь в безопасности. Когда дети только начинают ходить, они делают это неловко, ковыляют на негнущихся ногах. Постепенно их суставы становятся более гибкими, они начинают прямо ставить ноги и удерживать баланс. Любое обучение проходит по этому пути, включая чтение и письмо. Правило: от общего к частному, от идеи в целом - к работе над деталями.

Если то, что мы пишем, имеет такое же значение, как и техника, с которой мы записываем наше сообщение на бумагу, и если письмо – процесс, связанный с развитием, то важно поощрять письмо как можно раньше. Потому что для того, чтобы почувствовать себя достаточно комфортно, выражая свои мысли в письменной форме, необходимо время. Письмо, как процесс, включает в себя принятие во внимание что важно, а что нет, что представляет интерес для других и что является скучным, что необходимо рассмотреть подробнее для достижения ясности, а что и так уже объяснено сверх меры и ничего не оставляет воображению читателя. Умение писать стало слишком важным для нас, чтобы тратить впустую драгоценное время, ожидая от наших писателей, чтобы они сначала сначала стали мастерами в правописании.

ДЕТИ ЛЮБЯТ ПИСАТЬ

К концу первого класса большинство шестилетних детей любит писать, если эта деятельность не сопровождалась для них каким-то стрессом. Меган, которая написала одно предложение, «ЯБЮСТМН» в сентябре, написала следующее в январе: "Я иДу на зоНятея ГеМнаСтекой ПоСли ШкоЛы Я Очен Очен РадА, Я надЕс Што Школа СкоРА зоКонЧЕтса и Я наДеюс Што Мы БудИм ЛазаТ па КоНату и Я Дума Ето буДит Очен ВесЕла».

Через четыре месяца ежедневного упражнения в письме, во время которого она выбирала свои собственные темы, часто делилась написанным со своими соседями по парте, а иногда и с целым классом и получала небольшую помощь раз в две недели от меня, Меган добилась огромных успехов. Она изучила интервалы между словами, обычное использование букв в нижнем регистре (хотя и не без ошибок), много стандартного правописания, звуко-буквенное представление для всех силлабических единиц и правильное размещение гласных. Кроме того, почти любой теперь мог прочитать ее сообщение. Хотя все еще было много всего, что ей надо было изучить: пунктуация, выбор гласных и т.д., но разве можно жаловаться, когда уже произошел такой большой прогресс?

Четыре месяца спустя, в конце мая, Меган написала: «Я састою в плавотельнай Каманде , севодня Я сабираюсь в Басейн на ностоящие саревнования. Я очень рада етому. Маи Радители предут посматреть как я плавайу и мой Брад. Маи лучшие друсья будт там тожи».

Улучшения происходили постоянно: знаки препинания, включая апострофы, начали появляться; она стала понимать, что у буквы «о» может быть звук «а»; она узнала о непроизносимых окончаниях и комбинациях с двумя гласными. И все это без формального урока правописания! Если бы она была ограничена в использовании только слов, которые она может правильно написать, подумайте насколько более кратким был бы ее рассказ. Выдуманное правописание позволило ей использовать любое слово в своем разговорном словаре. Это позволило ей записать свои эмоции и важные события в своей жизни. Уже сейчас она могла считать себя писателем, и она и являлась писателем!

Родители могут поощрять своих детей писать так же легко, как они поощряют их учиться говорить. Ключевое слово - "поощрять". Даже будучи учителем, я не «учу» писать моих шести-семилетних детей. Я просто предоставляю им окружающую среду, образцы и вопросы, с помощью которых они могут сами управлять своим обучением. Таким образом у меня есть 20 писателей на 20 разных стадиях развития – их собственного развития. Родителям, которые хотят помочь своим детям стать писателями, я предлагаю следующие рекомендации: поддержка, принятие, чувствительность и здравый смысл. Эти четыре элемента, которые позволяют вашим детям научиться слышать, понимать, ходить и говорить, те же самые, что и помогают им начать писать.

ПОДДЕРЖКА

Поддержка означает обеспечивать ребенку возможность и стимул для написания. Дети ничего не делают, если у них в этом нет необходимости. Когда письмо для них является необходимой, целенаправленной и приятной деятельностью, они занимаются этим с большим энтузиазмом. Им нужно видеть, как вы сами пишете и для чего вы пишете: это может быть написание различных памяток (списки, рецепты, напоминания, дни рождения, адреса), ведение учета (чековые книжки), общение (письма, записки, объявления, приглашения), предоставление информации (отчеты) и развлечение (рассказы, стихи).

Расскажите вашим детям, что вы пишете и почему. Предложите им переписываться с вами. Предложите сначала нарисовать что-то, а потом подписать рисунок, если им так легче. Пусть они вам помогут написать список покупок. Если они просят вас что-то купить для них, попросите это написать и повесьте на холодильник. Поощряйте их писать записки и оставлять напоминания. Оказывайте им любую поддержку, в которой они нуждаются.

ПРИНЯТИЕ

Если вы примете идею выдуманного правописания и поймете, какую цель она в себе заключает, то вам легче будет принять без вопросов все то, что пишет ваш ребенок и все его усилия в области правописания . Не должно быть никаких колебаний или сомнений, потому что дети очень хорошо способны понимать невербальные сообщения. Мои студенты-практиканты часто считают это трудным, потому что, как они говорят, они "не умеют лгать." Я предлагаю им всегда называть правописание ребенка его полным именем: выдуманное правописание, чтобы помочь им отличить такое написание от обычного. Таким образом, они всегда могут законно сказать ребенку: "Это - превосходное выдуманное правописание этого слова." Выдуманное правописание и обычное правописание - два совсем разных навыка. Один – способ решить проблему, другой – автоматический навык памяти.

У очень маленьких детей письмо будет состоять из подобных рисунку "каракулей", которые ребенок называет письмом. Всегда воспринимайте такие усилия как настоящее письмо, потому что для ребенка так оно и есть, так же как их раннее лепетание было настоящей речью. Спрашивайте: "Скажи мне, что ты написал," или "Ты прочитаешь мне свое письмо?". По мере того как дети изучают алфавит в процессе чтения азбуки, игры с магнитными буквами и кубиками, из случайных дискуссий о буквах, они начнут использовать что-то напоминающее буквы вперемежку с изобретенными буквами как часть их каракулей. Не волнуйтесь о буквах, написанных не в ту сторону, вверх тормашками или размещенных где попало на странице. Просто продолжайте моделировать правильное написание всякий раз, когда вы пишете что-то для своего ребенка. Дети - великие имитаторы и изобретатели (иначе как бы они еще научились говорить?) и в конечном итоге они последуют образцу. Просто делайте упор на содержание сообщения, а не на технике.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Будьте столь же чувствительны к первому опыту письма у вашего ребенка, как вы были к его ранним попыткам ходьбы и разговора. Поощряйте и моделируйте, но отступите и уберите любое давление в тот момент, когда вы почувствуете усталость или перегрузку у ребенка. Помните, здесь нет никакой спешки. Когда сомневаетесь, спросите себя: "Как я поступала в такой ситуации, когда он учился говорить?"

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Это - элемент, на который вы полагались в воспитании своего ребенка до сих пор. Продолжайте его использовать, помогая ребенку развивать навыки письма. Здравый смысл – это самый большой подарок Матери-Природы родителям, и пока мы обращаем внимание на его подсказки, мы остаемся прекрасными воспитателями для наших детей. Но когда мы слишком много слушаем советы "экспертов" (да, включая меня!), мы начинаем терять свои ориентиры. Только вы сами знаете ограничения своего ребенка и ваши собственные. Вам самим решать, как сохранить равновесие. Если ваш ребенок показывает признаки фрустрации, остановитесь. Если ему хочется большего, обеспечьте это для него. Также принимайте во внимание тот факт, что все дети отличаются по своему стилю обучения.

Еще одно последнее слово о родственниках и знакомых, которые не одобряют ваш метод обучения. Если вы не можете убедить двоюродную бабушку Мэри, что письма, которые она получает от вашего ребенка, являются ценным этапом в его развитии, то просто тихонько перепишите его письмо в стандартном правописании и держите версию в придуманном правописании в своей частной сокровищнице. Однако обычно получение оригинала с «переводом» ценится большинством родственников. Что касается друзей и знакомых, которые могут вас не одобрять, помните, что до сих пор вы воспитывали своих детей сами и они здоровы и счастливы. Поэтому кто в таком случае знает что лучше для вашего ребенка?

 

источник

Похожие статьи:

Поделки из бумагиЗакладка с аппликацией для книг

НовостиСправедливость в кавычках

НовостиРабочий день для мам сократят

Поделки из бумагиРыцарский шлем

Воспитание и развитие детейДОМАШНИЙ ПИТОМЕЦ ДЛЯ РЕБЕНКА- КОГО ВЫБРАТЬ?

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2843 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад