Для родителей первоклассников - www.bumik.ru

Для родителей первоклассников

  
МедальГрамота
Сообщений: 4421
Очень понравилась статья, лучше просто невозможно сказать.



Школьная неуспеваемость: в чем причина?


Привычная картина: ученики начальной школы сегодня просиживают за домашними заданиями по нескольку часов в день. Взволнованные родители все чаще прибегают к дополнительным занятиям, подчас к помощи репетиторов и с ужасом думают: а что же будет дальше? Дети испытывают колоссальную нагрузку начиная с первого класса, и бесследно для неокрепшего детского организма это не проходит. Между тем родителям вполне под силу избавить ребенка от непосильного гнета. Нужно только уяснить несколько важных правил и адекватно оценить его способности и состояние здоровья.

Всему свое время

Полина стала болеть ангинами сразу, как только пошла в первый класс. Я наблюдала девочку до школы и всячески отговаривала маму отдавать ее учиться в шесть с половиной лет: девочка маленькая, слабенькая, в детский сад не ходила. Да и домашняя обстановка была совсем непростой: недавно у нее родился младший брат, а папу автомобильная авария сделала инвалидом. Я советовала отдать Полину в подготовительную группу детского сада: девочка привыкнет быть в коллективе, научится строить отношения, и тогда переход в школу будет менее болезненным. Совершенно замученная мама вяло покивала головой и... отдала дочку в английскую спецшколу на полный день.

К концу первой четверти Полина училась хуже всех в классе. Несмотря на строжайшее предписание не ставить в первом классе отметки, учителя не могли отказаться от них совсем и заменяли на первый взгляд «безобидными» символами: красный мишка – «отлично», зеленый – «хорошо», синий – «плохо». У Полины не было красных мишек вообще, красными были только подчеркивания и перечеркивания в тетрадях и дневнике (точнее, в заменяющей его специальной тетрадке). Мало того, учительница еще и постоянно отчитывала девочку перед классом за то, что та «тупая и бестолковая». Домашние задания Полина делала со слезами и угрозами, по четыре-пять часов, читала по слогам. А спустя еще какое-то время начала болеть. Первый класс девочка закончила в больнице. Я советовала забрать ребенка из школы и снова отдать в первый класс по какой-нибудь менее сложной программе. Но родители решили пойти по пути наименьшего сопротивления и оставили все как есть. На этот раз Полина попала в больницу ровно первого сентября. Теперь девочка находится на домашнем обучении и занимается с приходящей учительницей из другой школы.

Важное отступление


С точки зрения психосоматики, науки о связи эмоций и психики с телом, каждая болезнь – это реакция организма на сильные эмоциональные переживания. Ангина, например, – проявление невыраженного гнева: если человек испытывает сильные чувства, а выразить их не может (предположим, очень сердится на кого-нибудь, но вместо крика молчит), то у него начинает болеть горло. Полина – ребенок с сильно развитым чувством собственного достоинства, поэтому ее реакцией на унижение был гнев. Если ребенок пугается, когда на него кричат, ответом будут боли в животе, гастрит или рвота перед уроками. Менее эмоциональные малыши все равно реагируют на стресс, но иначе – постоянными насморками, ОРВИ. Один мальчик, которому не нравилось, как его называла (точнее – обзывала) учительница, постоянно болел отитом. Потом семья переехала, школу пришлось сменить, и ребенок перестал болеть совсем.

В чем причина?


Как ни странно, родители во многом сами провоцируют учителей на усложнение программы и ужесточение требований. Я слышала на родительском собрании в младшей группе детского сада, как один папа требовал от заведующей «обеспечить его ребенку преподавание английского носителем языка». Это для трехлеток, которые и по-русски говорят не очень внятно? Большинство родителей выбирают «сильную школу», «сильного педагога», хотя на деле такой педагог может демонстрировать диктаторские замашки и совсем не заботиться о психическом и физическом здоровье детей.

А ребенок в первом классе больше всего нуждается как раз в ощущении безопасности. Это единственное условие, при котором возможно развитие его способностей. Кроме того, в начальной школе у детей в основном работает правое полушарие, которое отвечает за образное мышление, творчество, целостное восприятие мира, интуицию. А методики преподавания опираются на логику, анализ, работу по шаблону. Неудивительно, что детям быстро становится скучно, они теряют учебную мотивацию. А разделение на аудиалов-визуалов-кинестетиков? Все об этом слышали, но многие ли учителя применяют его на практике?

Хотелось бы сделать акцент и на возрасте. Сошлюсь на авторитет Н. И. Гуткиной, одного из крупнейших специалистов по возрастной психологии, которая во многих своих публикациях настойчиво рекомендует: не отдавайте в школу детей раньше семи лет. У них просто не созрели те мозговые структуры, которые отвечают за анализ текстов и распознавание символов, даже если ребенок с четырех лет умеет читать. До семи лет в психике ребенка преобладает игровая мотивация, а для того, чтобы хорошо учиться, у малыша должна превалировать учебная.

Однако с чем мы сталкиваемся в жизни? Всеми правдами и неправдами родители стремятся отдать ребенка в школу как можно раньше, особенно мальчиков, над которыми постоянно висит «дамоклов меч» армии. Девочек в возрасте шести лет отдают в школу по другой причине: родителям кажется, что смышленой дочке с хорошо развитой речью, которая умеет читать, становится скучно в детском саду. В результате многие из них – отличницы и «хорошистки» – инстинктивно стремятся обратно в то беззаботное состояние, когда можно просто играть в куклы. Я сейчас наблюдаю целый третий класс, в котором все поголовно девочки переселились в выдуманный мир волшебной страны из сказки Д. М. Барри «Питэр Пэн» и живут там целыми днями, отвлекаясь лишь на завтрак, обед и ужин. Каждый день начинается с распределения ролей – кто кем будет, игра не прекращается ни в школе, ни дома. Дети очень подробно рассказывают о событиях в воображаемой вселенной, а их родители хватаются за головы – детей ничего не интересует, кроме этой игры.

Удивительно, но с девочками связано гораздо больше родительских амбиций. По крайней мере, первоклассницы, которые кроме школы посещают еще курсы иностранного языка, музыкальную школу (обязательно!), танцы и изостудию, встречаются чаще, чем первоклассники. Мальчиков обычно приводят в спортивную секцию, и, к сожалению, далеко не всегда в ту, в которую хочет сам ребенок – чаще туда, куда ходил (или хотел ходить) папа.

Некоторые выводы и предложения


Во-первых, десять раз подумайте, прежде чем отдавать ребенка в школу в шесть с половиной лет. Конечно, крепкий крупный мальчик наверняка в состоянии осилить школьную программу первого класса. Но – не часто болеющая девочка и не «маленький гений», который умеет читать с трех лет, но формировался в домашних условиях в окружении взрослых. Важны не «знания-умения-навыки», а способность ребенка адаптироваться к резко изменившейся обстановке, к детскому коллективу и к повышенным нагрузкам.

Во-вторых, трезво оцените актуальные способности ребенка. Если в детском саду ваш малыш увлекался конструированием и лепкой, скорее всего, у него хорошо пойдет сложная программа по математике, но легкой жизни с иностранными языками ждать не стоит. Обычно с овладением иностранным языком и чтением рука об руку идет музыка. Тот, кто любит рисовать, скорее всего, будет испытывать сложности с математикой (в силу принятой у нас в стране методики преподавания).

Постарайтесь учесть все это, когда будете определяться с профилем школы. Если всего примерно поровну, но ребенок часто болеет, плохо переносит перемены, насторожен и стесняется, лучше отдайте его в обычную школу с самой лояльной учительницей, которую только сможете найти. Не волнуйтесь – со временем, когда окрепнет, он все наверстает.

В-третьих, не забывайте о принципе: школа для вас, а не вы для школы. У педагогического коллектива могут быть свои задачи и цели, но именно родители должны определять, что будет полезно их ребенку. Вы можете настаивать на соблюдении буквы и духа закона: домашние задания в первом классе недопустимы в любой форме, оценки не должны фигурировать ни на словах, ни в журнале. Всю начальную школу подготовка к урокам не должна занимать более 40 минут в день, а также недопустимы домашние задания с пятницы на понедельник (кроме иностранного языка, который преподается не каждый день).

Как уже говорилось, главная задача ребенка в начальной школе – не столько овладеть какой-то суммой знаний, сколько получить важные социальные навыки, узнать что-то новое о себе и об окружающем мире, научиться контактировать с людьми. Поэтому, согласитесь, лучше находиться в спокойной и доброжелательной обстановке, чем получить гастрит, обучаясь в престижной гимназии. Здоровый ребенок выучит все, что ему нужно, но немного позже – то есть вовремя.


http://www.katryndemina.ru/library/neuspeh.html
МедальГрамота
Сообщений: 4421
turtix:
В-третьих, не забывайте о принципе: школа для вас, а не вы для школы. У педагогического коллектива могут быть свои задачи и цели, но именно родители должны определять, что будет полезно их ребенку.
полностью согласна!


turtix:
Вы можете настаивать на соблюдении буквы и духа закона: домашние задания в первом классе недопустимы в любой форме, оценки не должны фигурировать ни на словах, ни в журнале. Всю начальную школу подготовка к урокам не должна занимать более 40 минут в день, а также недопустимы домашние задания с пятницы на понедельник (кроме иностранного языка, который преподается не каждый день).
а вот насчет этого не знала, что домашние задания не должны быть... насчет отметок, да, есть такое, что вроде как их не ставят, но каждый учитель придумывает свою систему поощрений, кто разного цвета квадратики, кто звездочка вместо пятерки, квадратик вместо четверки и т.д. И каждый ребенок стремится заработать положенное количество квадратиков, звездочек, чтоб в итоге получить некий приз. Может, это и можно применять и рассматривать в качестве игры, но вот в качестве мотивации... Зная, по собственному ребенку, что младшим школьникам надо все сделать побыстрее, а результат любых своих усилий они хотят видеть чуть ли не сразу, то идет не мотивация учебы, как таковой, не стремление получения знаний, а именно зарабатывание желаемого приза и одобрения. В итоге, один раз не достиг вершин, другой раз и вот, пожалуйста, мотивации к учебе нет, т.к. ребенок привык, что мотивация- это зарабатывание приза. А раз у него не получилось, то и смысла стараться нет, все равно у него не получится. Как-то так. А ведь мы, родители, тоже стремились к тому, чтобы ребенок "заработал", воодушевились самой идеей, а получается, надо просто было ребенку дать возможность узнать что-то новое, привыкнуть к мысли, что в школе учат, получают знания, а не соревнуются... Вот как-то так..
МедальБронза
Сообщений: 1600
хорошая статья.

вот это заинтересовало:

turtix:
Вы можете настаивать на соблюдении буквы и духа закона: домашние задания в первом классе недопустимы в любой форме, оценки не должны фигурировать ни на словах, ни в журнале. Всю начальную школу подготовка к урокам не должна занимать более 40 минут в день, а также недопустимы домашние задания с пятницы на понедельник (кроме иностранного языка, который преподается не каждый день).

это на самом деле так по закону? а как на практике?
МедальБронза
Сообщений: 1600
ой, одновременно написали, я твой пост не видела)))
МедальГрамота
Сообщений: 4421
usb:
а как на практике?
на практике вначале палочки, потом всевозможные хвостики, цифры, буквы, затем задачи, диктанты, и все это время читать не меньше 15 мин в день. Причем, когда сын не ходил еще в школу, одна знакомая мама, у которой девочка уже училась, сказала о каждодневном чтении, я была очень удивлена и отреагировала тем, что кому надо, тот пусть и читает в обязательном порядке определенное количество минут. Прикол в том, что когда сын пошел в школу, это же требование было и у нас. Причем все книги, которые он читал, надлежало записывать в читательский дневник и расписываться родителям. И ведь мы пошли на поводу! Все так делают, а мы что-иные? и сидели, читали, писали, решали... В итоге читать стал уклоняться, писать не хотел, в задачник смотрел, как в пустое место... мы же сами со школой вместе убивали мотивацию.. Ладно, фигня, все исправим, еще не совсем безнадежно. Может, это и не было бы так заметно, но слишком большая нагрузка реально сказалась.
Медаль
Сообщений: 328
немного не в тему, но я заметила по своей дочери, когда у нее нет желания ходить в садик, так сразу цепляется к ней зараза. и причем ходим 2 дня - сидим на больничном 2 недели. Интересная информация по психосоматике.
Да что про дочь говорить, вот случился у меня разлад на работе с начальницей, так я столько болеть стала, никогда так не болела. Сплошная ангина и бронхит. Вот мозг понимает, что на работу ходить надо - деньги ведь нужны, но подсознание не хочет в этот коллектив и не хочет отношение такое к себе терпеть - вот и пожалуйста больничный.
МедальГрамотаГрамота
Сообщений: 2448
статья хорошая. знаю многих родителей, которые о таком и не задумывались... они несутся вперед как паровозы, ннагружая ребенка мыслимыми и немыслимыми кружками и нагрузкой, и видят в ребенке с детского сада медалиста, отличника, самого лучшего во всем своем окружении ребенка.. а вот если ребенок не станет "соответствовать" их представлению и целям?? что тогда станет с ребенком??? как он сможет жить в осознании того, что не дотягивает до родительских ожиданий???? подумать страшно.
нет, я не призываю к тому, что нужно забросить ребенка со словами "да он все равно не сможет".. нет, стремиться нужно , но с головой на плечах.. не ломая психику ребенку. получилось - хорошо, не получилось - ну и ладно, попробуем в другой раз.
Одежда для кормящих мам, для беременных, слинги, детская одежда... подробности на моей страничке
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад