Размышления о семейном обучении - www.bumik.ru

Размышления о семейном обучении

  
МедальГрамота
Сообщений: 4437
Да, наверно, я уже перегрелась с этими мыслями... Да, наверное, у меня какая-то паранойя и мне надо искать (срочно!) мозгоправа, который бы поставил мои мозги на место и вообще лишил меня возможности думать, переживать... Нет, "овощем" я быть не хочу. Ну хотя бы не переживать! Пусть останется возможность думать)) Ну или...

Я вот знала о возможности учиться дома ребенку, но какому ребенку? Который, допустим, болен чем-то и надолго, который не может ладить с детьми в классе, к примеру, очень агрессивный.. В общем, есть такие дети, к которым на дом ходят учителя и учат их своему предмету дома. И называется это обучение - домашним. А вот есть еще обучение - семейное. Слышали о таком? Вот и я не слышала. И даже не подозревала. Последнюю неделю по возможности читаю об этом. Вначале все это показалось каким-то абсурдом, потом из нескольких фраз сложилось понимание, потом в мозгу зажглась лампочка, что да, это система, что все на самом деле, под одну гребенку, что всех учат думать по шаблону, мыслить по шаблону.

Стоп! Против нашей учительницы я ничего не имею. Она нравится сыну, она нравится нам. Она старается для них. Но вот эти мысли про семейное обучение не покидают...и про шаблоны тоже (это как с прививками: все ставят и я поставлю!)

При этом думаю еще и о дочери, которой, а все к тому и идет, может не хватить места в школе...

Вот так подумать, как вы учите с детьми уроки? То, что задали? Ну, написали пару строчек по письму. Написали пару уравнений по математике + решили сколько-то примеров. Выучили стихотворение, которое задали. И все? Отправили ребенка снова в школу с выученными заданиями. И вот сидит он на уроках и чего-то не понимает, урок закончится и он забудет про то, что не понимает. Начнется уже другой урок, другая тема. А то, что деть не понял, снежным комом потом нарастет. И вот он уже в отстающих, и вот он уже "слабый" и прочее, прочее. А ребенок, от которого это не скрывается, перестает верить в свои силы и просто начинает плыть по течению. А родители дальше продолжают проверять домашние задания, молодец, все сделал, иди.

А ребенок даже особо о школе не рассказывает. Как у тебя, сын, дела в школе? Нормально все. И все. Односложные ответы на все вопросы. Почитала о семейном образовании, пока как таковых занятий не проводила с сыном, пока просто налаживаю наш с ним контакт. Я-то думала, он повзрослел, поэтому здесь смолчит, здесь не расскажет. Вроде все нормуль. Ан нет. Чувствую же, что ну не так что-то, что отстраняется сын. Думаю, внимания мало уделяю, второй ребенок как-никак много времени на себя требует. Теперь понимаю. Вся эта ответственность, свалившаяся на его плечи, желание быть лучшим, незнание как это сделать, боязнь показать, что он что-то не умеет или не так делает, как все...

Поворачиваю сына к себе тихонько обратно. И есть результат! И я его чувствую, понимаю, вижу этот результат. Сын снова более открытым становиться, разговаривать начинает, о школе наконец-то стал выкладывать все, сегодня с перемены позвонил, ни разу не звонил до этого на перемене, чтоб просто похвастаться, что-то сказать неважное, просто так... Тихонько, пока на ощупь подкидываю ему интересные занятия, сама не знаю, что пойдет. Качаем фильмы ВВС, смотрим. Сегодня про динозавров смотрел. Взахлеб делился потом со мной, почему у этих динозавров вот так, зачем этим то-то, а этим то-то (я фильм не смотрела).

Мы просто на самом деле привыкли полагаться на то, что придумано системой, так легче, не надо ни о чем задумываться. Базовые знания- в детсаде. Более глубокие в школе. Мультики- по телевизору))) А как и какой ценой, да ну, все так же получали и все теперь нормально живут...

Вот такая у меня паранойя... Кидайте помидорами... А ниже ссылочки на статьи о семейном обучении))) Возможно дочери придется уже учиться таким образом. А сын пока смешано будет получать образование. Знать бы еще до конца, что давать и как заинтересовать, увлечь так, чтобы сам стремился к новому...


мифы о семейном образовании

рассказы о семейном образовании

Чапковские
Медаль
Сообщений: 597
Ну, зачем же помидорами-то! Наоборот, поддержу полностью!
МедальГрамота
Сообщений: 4437
нуу,я хотела вяленых попробовать... zst smile
Сообщений: 0
Очень интересно! Во многом полностью согласна. Про то, что не рассказывают про школу. Удивлялась, почему, но до меня не доходило,то причина может быть в том, что ре сложно соответствовать нормам. Мой старший, умненький мальчик, развитый не по возрасту, полгода в первом классе просидел под партой. Я переживала, ругала, уговаривала, но тогда, мне и в голову не могла придти мысль что это не ребенок виноват, а система!!! Я-то во всем винила себя... Мало внимания, трудный ребенок и т.п. Скольких проблем мы бы с ним смогли избежать в среднем звене, оставь я его тогда дома! Тогда о таком я даже и не слышала! И помыслить не могла, что такое возможно! Жаль, время назад не воротишь...
Редактировалось: 1 раз (Последний: 17 марта 2011 в 13:45)
МедальГрамота
Сообщений: 4437
А как Вам вот этот текст, что ниже? взято из ЖЖ


"Тема социальной адаптации, как и предполагалось, вызвала множество вопросов «А вдруг? А как?» Я понимала, что надо раскрывать тему шире, но не знала как. Очень много пластов, и я не знала с чего начать. Много кусочков, но как их сложить? Можно бесконечно копаться в частностях, и их будет миллион вариантов. А можно показать общую картинку и человек сможет увидеть все частности разом. Мне помогла маленькая девочка.

На днях я сидела в макдональдсе (да, да, я ем в макдональдсе, но подождите кидать в меня тухлые помидоры, речь не о моей диете) и работала на своем чудесном маленьком нетбуке со встроенном инетом. Я смотрела картинки сайта моего нового проекта и делала задание для програмиста. Вдруг, я замечаю, что у меня за спиной стоит девочка, лет девяти. Тихо так стоит и заворожено смотрит на экран. Моя первая (привычная) реакция : «Что нужно этому ребенку? Пусть отойдет и не мешает. Какой невоспитанный ребенок». Это во мне включилась моя мама, которая всегда считала, что дети мешают взрослым. Слава богу, свои автоматические реакции я отслеживать умею, а уж мою маму во мне знаю в лицо, поэтому вторая мысль была : «А чем она невоспитанна? Она никак не мешает мне, не лезет ко мне на голову, не угрожает мне. Картинки и правда красивые. Вот если бы у меня за спиной встал мужчина, что бы я сделала? » Я повернулась и улыбнулась ей. Она подошла поближе и спросила: «А что это такое?» Я объяснила, что это будет сайт в Интернете. Мы поговорили. Она, получив все ответы на свои вопросы, радостно подбежала к маме, которая сидела за соседним столиком и стала ей рассказывать о том что узнала от меня.

До этого я, как раз, размышляла о том, что мы взрослые хотим дать детям все самое лучшее, создать для них (поместить их) в какой то особенный мир, где им будет хорошо, где их научат, покажут, расскажу. Вот мы их довели до 3 лет ( и почему именно 3 года?), а дальше нужны Профессионалы! Потому что в нашем восприятии себя, мы - люди без талантов и способностей, маленькие серенькие птички, и при этом у нас есть суперважные проблемы, которые в нашем мире взрослых надо решать. Поэтому тот мир, что мы создаем детям, должен еще делать так, чтобы дети нам в нашей взрослой жизни, не мешали и не отсвечивали. Такое очень глубокое, где-то в мышлении и мироощущении, разделение детей и взрослых. Словно невидимая стенка.

Почему, когда я подчеркиваю, что задача социальной адаптации – это научиться взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста, большинство понимают это как «обеспечить ребенка разновозрастной детской группой». Почему когда я говорю, что вначале ребенок адаптируется среди своих, у всех сразу встает вопрос об их количестве и сомнения в том, что вашего круга общения для ребенка достаточно, чтобы сформировать в нем уверенность в своих силах для контактов с чужими? Почему, когда я говорю, что общение с чужими должно быть добровольное с альтернативой повернуться и уйти, если не справляешься, все сразу начинают бояться, что он не сможет прижиться в рабочем коллективе? И почему работа, общение и жизнь воспринимается нами, взрослыми (типа) дядями и тетями не как удовольствие и интересное занятие, а как «принудиловка» и «проблемы взрослых». Как объяснить, что мир взрослых и детей – единый мир? Что это преемственность поколений и жизнь которую мы для себя создаем и есть среда для развития детей. Мы же хотим (можем) вывести их в тот социальный слой и на тот уровень жизни, куда вышли сами и где находимся сейчас, но с лучшим качеством и дать им вектор двигаться дальше. Значит для детей надо создавать ни какой-то специальный мир, а знакомить со своим миром и в нем его и адаптировать.

Сразу оговорюсь, что армию для мальчиков я сейчас обсуждать не буду, потому что для меня пока эта тема далека и не раскрыта. Когда меня спрашивают: « А как же Армия?» Я отвечаю: «В армии свои законы и все что я могу сделать по максимуму – это вырастить ребенка со здоровой психикой, чтобы, если уж в нее попадет, он вышел с наименьшими потерями, а лучше, с приобретениями.»

Так вот, после общения с этой девочкой, у меня как-то все встало по моим местам и я начну. Но в один пост я не уложусь (кто бы сомневался), поэтому начну издалека и с вопроса – откуда в нас столько страхов, что мы не способны дать детям все необходимое?

Основная цель человечества – выжить. И не просто выжить, а с хорошим качеством. Один из инструментов для выживания, который заложен в нас, как в биологический вид – это преемственность поколений. Попросту говоря – передача опыта. Есть прямая передача – демонстрация, обучение. Есть на уровне генетической памяти, куда записываются те модели поведения, которые привели к выживанию, как отдельного индивидуума, так и целого народа. И чем большее количество поколений применяло их как правильное, тем крепче они вшиваются в базовые установки, которые человек просто «знает». Их трудно в себе увидеть, еще труднее осознать и совсем уже сложно изменить. Пересмотр таких установок происходит только в том случае, если они давно потеряли свою актуальность или стали угрожать выживанию. Ну например, моя мама ребенок войны и склонна (мягко сказано) к накопительству и нищенскому мышлению. Я, конечно же, тоже взяла эту модель. Мне пришлось долго вырабатывать в себе навык выбрасывать отслужившие вещи и позволить себе выбирать одежду, обувь и питание, основываясь на их качестве, а не цене. Но мы говорим о детях. Какие же «базовые» установки сформированы в нашем обществе относительно детей?

Немного истории. Вы знаете какой декретный отпуск был в послереволюционные годы? 72 дня. Представляете? Это чуть больше дух месяцев. После этого женщина была обязана сдать ребенка в ясли и выйти на работу. Иначе она становилась тунеядкой (а раньше была статья за тунеядство, кто не помнит), и осуждалась обществом. Ценность женщины в роли матери, которая сидит дома с детьми, была разрушена в ноль. Это была государственная политика, которая преследовала свои цели. Первая – рабочая сила, которая нужна была для восстановления молодого социалистического государства. Вторая - вырастить человека с новым мышлением. Для этого ребенка с пеленок забирали от родителей и растили в определенной идеологии. Пионеры, комсомольцы и прочее. Даже я еще застала политинформацию в детском саду (!), где нам рассказывали о холодной войне и капиталистическом враге, который хочет нас уничтожить. Помню, какой ужас в своей беспомощности я испытывала на этих «занятиях». Родителей убеждали, что в яслях, садах, школах, лагерях профессионалы, которые смогут позаботиться об их детях лучше, чем они, что там хорошие условия, диетическое питание, игрушки, забота и прочее. Родители свято верили, что только в таком искусственно созданном мире дети получают истинное развитие. Некоторые не верили, но у них не было выбора. На уровне всего народа была в голову крепко засажена мысль, что родители сами не могут позаботиться о своих детях, что у них есть более великие цели. Что надо доверить своих детей тем, кто действительно сможет о них позаботиться. Передать ответственность государству. И на тот момент, в года разрухи, повальной безграмотности и голода, это наверное, было правдой. Народ выживал.

Я не знаю, когда именно продлили срок декретного отпуска. Порывшись в Интернете, дядя Поисковик не дал мне такой информации. Но! Поколение наших мам уже имели полное право сидеть дома с ребенком аж полгода! Потом ясли и работа. В противном случае – осуждение общества, штамп тунеядки, потеря стажа, что почему-то очень все боялись, потеря всех коэффициентов к зарплате, пенсии и прочее. Было насажено столько страхов и санкций, что никто даже не осмеливался думать о том, чтобы оставить ребенка дома. Кроме того, взрослые держались за свое рабочее место и нравится тебе начальник или нет, нравится коллектив или нет, надо было приспосабливаться. Не было альтернативы. Тоже самое было и в садах и в школах. Выживай детеныш – выбора нет. Вы осознайте масштаб! Точно выверенная политика на разрушение института родительства «Разделяй и властвуй» и внушение – «Вы помучаетесь, зато все для детей. Наши дети будут жить лучше в светлом будущем.»

Дети же находились в детской принудительной среде и, взаимодействие взрослого мира и детского было минимальным. Мы не знали куда взрослеть, не было вектора. То-то сейчас слово «инфантилизм» стало таким модным и распространенным. Воспитатели и учителя были скорее надсмотрщиками, с которыми неизвестно как общаться, а если среди них находились яркие личности, достойные подражания, они задавливались общей системой в два счета. Родители были в каком-то закрытом от нас мире, куда детей не пускали. Считалось, что дети не были полноценными людьми, со своими потребностями, которых воспринимают в серьез, которых берут во внимание взрослой жизни. И если мы заявляли свои права на любовь, ласку, понимание, веру, нам отвечали: «Чем ты недовольна, я тебя всем обеспечиваю» Ну, вспомните. Гости. Детям, как правило, накрывался отдельный стол – и это было неким изыском, модой. Потом, детей отправляли в комнату, чтобы они не мешали и «не слушали взрослых разговоров» и уж тем более не высказывал свою точку зрения. Мы постоянно кому- то мешали. Нет, конечно, родители выполняли родительский долг – смотрели за успеваемостью, ходили в музеи, на елки, отдавали в секции и прочее. И этого считалось достаточно. Но это был долг, а не интересное и плодотворное взаимодействие поколений.

Были семьи, где все описанное мною процветало буйным цветом, были, где родители все-таки старались воспринимать ребенка как личность. Но общая система работала безошибочно и установки, которые мы, (хотим мы этого или не хотим) несем в своих головах, ей (системой) заложены в нас три-четыре поколения назад. А это срок.

Я не люблю лезть в политику и ругать то, что было раньше. Все для чего-то было нужно. Историческую справку я привожу только с той целью, что бы мы, взрослые, смогли увидеть и осознать эти установки. Потому что пока мы в них, все наши рассуждения и вопросы идут из одной плоскости – системы советского государства. И даже когда мы пытаемся делать наоборот, это не осознанное решение движения, а бунт и бегство.

Подведу итог на сегодня. Что из всего вышесказанного у нас лежит в голове, как «знание».

Все для детей, для детей самое лучшее, детям лучший кусок.
Для детей надо создавать специальные условия.
Родители не несут ответственность за своих детей, за них несут ответственность профессионалы.
Родители не могут учить своих детей, это могут делать только люди со специальным образованием.
Детям обязательно нужны дети, иначе они будут страдать от нехватки общения.
Дети мешают полноценной жизни взрослых.
С детьми неинтересно, но надо выполнять родительский долг и с ними заниматься.
Дети должны быть послушными, сидеть и не отсвечивать.
Дети не воспринимаются всерьез.
Женщина, которая сидит с детьми – тунеядка и ее ценность в обществе равна нулю.
Взрослый мир – это мир проблем, трудностей и войны.
У взрослых нет выбора. У детей тоже.
Взрослые и дети – это две отдельные вселенные. Есть мир взрослых и мир детей.
Есть некое светлое будущее, куда мы должны вывести своих детей

Можно продолжить список, но я остановлюсь. Каждый увидит в себе сам какие именно установки в них сидят, а какие прошли мимо. Важно, что все это уже потеряло свою актуальность и пора усомниться в незыблемых догмах. Может быть такое, что пересмотрев, вы решите, что это правильно и вернетесь к этим знаниям, но уже осознанно.

Давайте, потихоньку уже соединять у себя в голове мир взрослых и мир детей. Вовлекать их в свое внимание и свою жизнь. Мы несем ответственность за наших детей. И только мы. Государству уже давно нет дела. Помните как в фильме Аватар они приветствовали друг друга : «Я вижу тебя». Вот давайте видеть детей. Не только своих."
Редактировалось: 2 раз (Последний: 17 марта 2011 в 18:00)
Сообщений: 0
А вот мне, например, очень нравилось ходить и в сад и в школу, да и вообще дома редко находилась, может только поспать да перекусить ))) Да и сейчас дома не удержишь, а на счет дочери еще ни чего не знаю, пока нам нравится ходить в сад. Впрочем я заметила как ре очень быстро развивается в нем.
Медаль
Сообщений: 597
А мне вообще с садике не нравилось, я там почему-то не могла спать (лежала просто). Да и в школе тоже не очень-то (я наверно замкнутым ребёнком была).
Сообщений: 0
В принципе все верно в статье, читаю и соглашаюсь с каждым словом. А вот немного погодя подумалось: да, я-100% дитя той эпохи. В полгода- в ясли, потом д/с, школа, полный набор октябрята-пионеры-комсомол, но лично я не чувствовала себя обделенной вниманием, мне нравилось так жить, я по-своему была довольна и счастлива. Это было НОРМАЛЬНО! Пока сейчас не стали говорить, что все должно быть по-другому. Что все мы были винтиками в системе. Но ведь и дети и взрослые к чему-то стремились, во что-то верили, жили, радовались, любили, и не чувствовали себя ущербными!
МедальБронза
Сообщений: 1604
эээ тут помедленнее!:) если Вы не чувствовали, еще не значит что никто не чувствовал)
Я например остро чувствовала, еще с детского сада. Прошло только во взрослой жизни. и то хз...
Сообщений: 0
Так я и говорю - я лично! Т.е я и мое близкое окружение, про кого я знаю. Не все ж такие непрошибаемые, как я! Просто мне себя сейчас жалко: недолюбили меня значит, недодали чего-то, а я и не знала. Дура что ли?
Но зато сама по-другому живу. Детей не отделяю. Везде вместе. В гости, в лес, в огород. С рождения. В д/с отдала, да. В школу соответственно. А куда деваться? Система...
МедальГрамота
Сообщений: 4437
Вот в том-то и дело, что система. И если раньше она была хотя бы слаженная, то теперь ее как таковой нет. Кругом нажива, везде деньги, ценностей как таковых не осталось, никто никому не нужен... Вот и вопрос кому нужны наши дети? Кроме нас? Ни-ко-му! И никто не будет их учить, растить, стараясь для них... Ради денег - возможно, а просто так - нет. Раньше учили уважать старость, учили помогать ближнему, жили открыто и возможно система еще и оправдывала себя в какой-то мере. Сейчас человек человеку волк.А в связи с развалом системы люди начинают мыслить по разному, ни в один лад, и вот и появляются такие возможности, как семейное обучение и прочее...
И ведь на самом деле, чувствуешь какой-то дискомфорт, а в чем он заключается, даже не сразу и поймешь... вот до какой степени нас система замуровала)
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад